На вопросы о новом межфракционном законопроекте против буллинга ответил заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовии, координатор Мордовского регионального отделения ЛДПР Евгений Тюрин
- Депутаты Госдумы в ближайшее время планируют внести на рассмотрение законопроект, цель которого — борьба с травлей в школах. Речь идет не только об отношениях между учениками: субъектом буллинга нередко становятся учителя. Почему это важно?
-Уже несколько лет подряд в сети регулярно появляются видео, где дети издеваются над своими одноклассниками.
Неравнодушные преподаватели, которые хотят помочь детям в ситуации травли, фактически лишены такой возможности. До сих пор нет ни нормативной базы по профилактике травли и борьбе с ней, ни разработанных методов противодействия, ни лиц, которые обязаны рассматривать отдельно взятые случаи и формировать общую стратегию работы.
Более того, в законодательстве нет самого понятия травли, которое помогло бы отличить ее от конфликта и вмешаться на ранней стадии. Ответственность за невмешательство в буллинг школа тоже не несет: как правило, любого рода претензии и иски родители предъявляют друг к другу. Но и это происходит нечасто — слишком сложно для жертвы.
Сегодня законодатели как никогда близко подошли к созданию механизмов, которые помогут сделать процесс обучения безопаснее. Если законопроект против буллинга будет принят, он создаст условия, которые помогут уйти от игнорирования проблемы к ее структурному решению.
- Что предполагает законопроект?
- Законопроект впервые вводит понятие «травли» и определяет его как «систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием электронных средств коммуникации».
Это определение не учитывает цели и мотивы такого поведения. Оно также необязательно подразумевает причинение вреда имуществу или здоровью. Таким образом, любое агрессивное поведение — психологическое или физическое — вне зависимости от причины, которое носит регулярный характер, будет считаться буллингом и потребует вмешательства взрослых. Буллинг может происходить хоть в школе, хоть в социальных сетях или мессенджерах.
Законопроект выделяет виды травли, что позволяет четко отграничить ее от бытового конфликта и индивидуально работать с участниками. Например, пострадавшему подростку потребуется реабилитация, а всему классу — меры по оздоровлению психологического климата и обстановки.
- Какие изменения затронут школы?
- Законопроект обязывает образовательные организации принять локальные нормативные акты по работе с травлей исходя из собственных ресурсов. Это позволит выявлять буллинг на ранних этапах, работать с выявленными случаями и предотвращать появление новых актов агрессии.
Если школа не примет подобный локальный нормативный акт и не будет реагировать на выявленные случаи травли, это станет основанием, чтобы привлечь ее к административной ответственности.
Законопроект предусматривает, что в каждой школе появится специальное подразделение, которое будет рассматривать случаи травли и принимать меры по ее профилактике. В него могут входить учителя, школьный психолог, медиатор, ученики старших классов, представители родительского комитета. Формировать его будет школа исходя из собственных ресурсов, а порядок формирования состава будет закреплен в локальном нормативном акте.
Это подразделение будет разрабатывать комплекс реабилитационных мероприятий для сторон травли, отвечать за психолого-педагогическое консультирование и менторство. Например, возможна программа конструктивного общения для подростков, которая может быть реализована школьными психологами и медиаторами, а также отдельные упражнения, проводимые классными руководителями в рамках тематических классных часов. Ученики тоже смогут принять участие в работе этих подразделений, например, в форме менторства старшеклассниками младших ребят. Это значит, что законопроект нацелен в первую очередь на профилактику травли в школе?
- Это значит, что законопроект нацелен в первую очередь на профилактику травли в школе?
- Главная ценность законопроекта состоит в том, что он направлен на формирование, прежде всего, действенных инструментов профилактики травли, а не на наказание за ее организацию или участие в ней.