Статистика и выборы

25 июня Россия отмечала День работников статистики. Казалось бы, тихая, незаметная для большинства населения работа статистиков не заслуживает особого внимания и обсуждения. Но это не так. Без точных статистических показателей нет эффективного управления экономикой регионов и страны в целом. Объемы производства по разным секторам экономики, уровень доходов и заработной платы, масштабы бедности, показатели инвестиций и долгов, уровень преступности и многие другие показатели Федеральная служба статистики и статистические органы в регионах собирают, обрабатывают и публикуют. На этой основе строятся программы, планы, национальные проекты, составляются бюджеты.

И чем достовернее, точнее статистические показатели, тем лучше анализ того, что в действительности происходит в регионах, в стране, тем меньше ошибок при составлении планов и прогнозов.

Приближаются сентябрьские выборы глав регионов, депутатов законодательных собраний в областях, республиках, на местном уровне. Идет подготовка к выборам. И здесь использование статистических данных в выступлениях, статьях, предвыборных материалах оказывает важную помощь в предвыборной борьбе. Цифры имеют определенное магическое действие на людей, они говорят об эрудиции выступающих, о том, что они готовились, а также свидетельствуют об уважении к избирателям, их нуждам и запросам.

Одно дело рассуждать, например, о бедности в регионе, городе, муниципальном образовании и совсем другое, когда эти рассуждения подкрепляются конкретными показателями средней и медианной зарплаты, социальных выплат ветеранам, семьям с низкими доходами. Сравните обычную среднюю пенсию с оплатой жилищно-коммунальных услуг, с ценами на продукты питания, проезд и многим станет ясно, что в действительности происходит с уровнем жизни в этом регионе, городе, селе.

Но надо иметь в виду, что чрезмерное увлечение цифрами «засушивает» доклады и выступления, люди начинают скучать и отвлекаться. Большинство граждан живут чувствами и цифры, о которых вы им говорите, должны опираться и развивать эмоциональное восприятие их нужд и потребностей. Тем более, что уже многие годы с помощью телевидения и других СМИ людей развлекают разными шоу (по-русски представлениями), легковесными и пошловатыми передачами о семейных дрязгах, разводах и прочих малопривлекательных сторонах нашей жизни.

Заметьте, что обычно не используется статистика о браках, разводах, числе благополучных и неблагополучных семей, о причинах явлений. Преобладает негатив, которых угнетает сознание и приводит не только к постоянным «малым» стрессам, но и к нервно-психическим заболеваниям. Полезно поэтому посмотреть статистику соответствующих заболеваний, включая число алкоголиков, наркоманов в регионе, городе.

В предвыборной борьбе приводить приводить динамику, изменения показателей уровня жизни, заболеваемости за тот период времени, когда у власти находятся ваши оппоненты. Что и как они сделали, чтобы уменьшилась безработица, появились новые рабочие места, были ликвидированы очереди в детские сады, поликлиники, а в школах не было второй смены. Вооружились пятью-семью основными статистическими показателями, поняли их значение, донесли до избирателей на их эмоциональной волне и тем самым повысили свои шансы на победу.

Всем понятен семейный бюджет: доходы-расходы. По тем же правилам строятся бюджеты регионов, городов, муниципальных образований. Есть источники доходов – налоги, продажа и сдача в аренду государственного и муниципального имущества, займы, дотации. Есть статьи расходов – на школы, больницы, жилье, пособия, зарплату госслужащим, инвестиции, капитальный ремонт. Можно просто выделить все социальные расходы и остановиться на их динамике за тот же период времени, когда ваши оппоненты принимают законы о бюджете и анализируют его исполнение. Если плановые показатели значительно отличаются от тех, которые наблюдаются в действительности, то это свидетельствует, как правило, о неэффективном управлении.

Сегодня у нас фактически служба статистики находится в подчинении Министерства экономического развития. А оно «отвечает» за экономический рост в стране и «благополучие» других показателей, включая уровень жизни, структуру экономики, ее эффективность.

И как в этих условиях статистика может быть объективной? Явный конфликт интересов. Никто ведь у нас за невыполнение программ и проектов, девальвацию рубля не подал в отставку. А если чиновник держится за свое кресло, он будет «лакировать» действительность, чтобы сидеть и далее.

Службу статистики надо подчинить Госдуме. Выбирать и назначать руководителя службы также должна Госдума. Тогда возможна объективность оценок того, что реально происходит в экономике. Статистические показатели – это то же самое, что и показатели здоровья человека. Сделали неточные анализы, поставили неправильный диагноз – и пациент не выздоравливает.

Точные экономические показатели – это основа всех программ развития страны, ее регионов. Здесь не должно быть кривого зеркала.

Существует простая формула: статистика – это национальная безопасность. В ряде стран ее значение такое же, как у Министерства обороны.

Есть понятие зеркальной статистики: то, что вывезли из страны, должно совпадать по объему, номенклатуре тому, что пришло в другие страны. Не налажена эта работа. Статистика внешней торговли, похоже, плохо отражает ввоз-вывоз из страны товаров, услуг.

Иначе мы едем в автомобиле, который показывает приблизительную скорость, приблизительный расход бензина, а фары плохо освещают дорогу и ухабы.

Руководители федеральной и региональных служб статистики должны чаще выступать на телевидении, публиковать аналитические материалы о том, что реально происходит в сельском хозяйстве, промышленности, на транспорте, в сфере услуг.

Региональные службы статистики надо также подчинить законодательным собраниям субъектов РФ. Иначе, они – «карманные» слуги губернаторов. И рисуем, рисуем хорошие картинки, хотя поезжайте в малые города и села – реальная жизнь сильно отличается от того, что пишут в докладах и рапортах.

Чтобы хорошо управлять, нужна надежная статистика.

Многое позволяет сделать анализ и использование статистических показателей как в предвыборной борьбе, так и в закреплении своих позиций, когда вы уже работаете в структурах законодательной или исполнительной власти. Компетентность всегда хорошо оценивают и избиратели, и сослуживцы, и вышестоящие руководители.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020